Давайте вспомним, какими
пришли в Россию «пластиковые окна». Это были окна, сделанные из профильных
систем со строительной глубиной около 60 мм, как правило, с тремя камерами, со
стандартизированным европазом под поворотно-откидную фурнитуру. В начале
развития рынка они комплектовались, как правило, однокамерным стеклопакетом 24 мм. Это были первые окна
из ПВХ-профилей на отечественном рынке.
Довольно длительное время изменение потребительских свойств таких окон было
минимальным. Возникли профили с четвертой камерой (чрезвычайно мало дающей с
точки зрения теплофизики), началась комплектация двухкамерным стеклопакетом 32 мм, появились некоторые
новые опции фурнитуры и т.п. Никаких кардинальных отличий, которые приводили бы
к существенным изменениям в потребительских свойствах, не появлялось.
Окна такого типа до сих пор являются основной продукцией большинства
производителей. Это первое поколение окон из профилей ПВХ на рынке России.
Основная идея на первом этапе развития рынка была «закрыть проем современным
окном». Клиенты еще не понимали особенностей этого продукта, он оставался
сравнительно редким и малодоступным широким слоям населения. Справедливости
ради надо отметить, что на самых первых этапах развития рынка, окна,
предлагаемые в России, были аналогичны окнам, которые массово предлагались и в
Европе, в Германии в частности. То есть в середине девяностых годов прошлого
века технологический уровень окон из профилей ПВХ в России и Германии был
практически одинаков. Правда, по качеству сборки было отставание.
Следующий этап развития оконных конструкций проходил под лозунгом «теплее».
Основным признаком этого стал массовый переход в Европе на профили с
увеличенной строительной глубиной. Это были системы 70 мм и более. Кроме
увеличения глубины профилей наметилась тенденция на увеличение количества камер
в них. Вплоть до экзотичных вариантов с восемью камерами и более. Разумеется,
встречались варианты со стеклопаластиковым армированием, вставками из
пенополиуретана, армированием с терморазрывом и т.д. Увеличенная строительная глубина профилей позволила перейти на более толстые
стеклопакеты с улучшенными характеристиками по сопротивлению теплопередаче и по
шумоизоляции. В настоящее время именно такая продукция является массовой на
рынке Германии. В России также наметилась тенденция к переходу к таким типам
конструкций. Где-то быстрее, где-то с отставанием, но процесс идет. И этот
класс конструкций по совокупности новшеств, связанных прежде всего с
теплоизоляцией, мы считаем вторым поколением окон из профилей ПВХ.
В России переход на окна второго поколения стартовал с начала тысячелетия и
продолжается до сих пор. В некоторой степени этому способствует возросшая
квалификация потребителей, в некоторой степени – изменение строительных норм. В
немалой степени этому способствует запуск производств оконных профилей на
территории России. Однако именно с конца прошлого тысячелетия уровень продукции
на массовом рынке России стал отставать от соответствующего уровня в Европе.
В середине первого десятилетия этого века, наиболее инновационные компании в
Европе начали переход на следующий уровень потребительских свойств своей
продукции. На этот раз основной идеей был «свет». При этом ни в коем случае в
жертву «свету» не приносилось «тепло», – высокие показатели по сопротивлению
теплопередаче, достигнутые вторым поколением окон, оставались незыблемыми.
Итак, третье поколение окон из ПВХ-профилей характеризуется увеличением
отношения светопрозрачной части окна к площади окна. Именно существенное
увеличение светопропускания при сохранении теплоизоляционных качеств и выделяет
такие конструкции в новое поколение.
Ситуация с выпуском окон третьего поколения в России пока обстоит не лучшим
образом. В условиях, когда значительная доля рынка занята продукцией первого
поколения, с самыми базовыми свойствами, а второе поколение пока еще не заняло
доминирующую долю, третье поколение только набирает обороты.
Однако, ситуация понемногу улучшается. Новые требования по светопропусканию
найдут свое отражение в готовящемся ГОСТе, да и многие покупатели уже понимают
минусы не только первого поколения окон, но и недостатки второго. |